25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как реализовать методику Монтессори дома

Как реализовать методику Монтессори дома?

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

Статья в тему:  Мебель в классическом стиле своими руками

И вот что для этого нужно:

Разнообразие материалов и форм для использования

Когда родился мой сын, я серьезно подошла к вопросу его развития. Оборудовала детскую в соответствии с ведущими методиками раннего развития.

Но когда ребенок пополз, а потом пошел, я стала отмечать потерю интереса к заранее выверенным и профессионально созданным материалам и карточкам. Тогда я снова вспомнила о Монтесори. Оказывается, чтобы создать развивающую среду в доме совсем не обязательно тратить уйму денег. Достаточно навести ревизию в своих шкафах, на кухне, среди старой одежды.

Дизайн детской по Монтессори

Цвет и отделка

Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.

Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.

Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.

Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.

Мебель

1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.

Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него. Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения.

Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.

Статья в тему:  Мебель с каретной стяжкой своими руками

В детских по Монтессори нет ни традиционных кроваток с бортами, ни манежей. Эти предметы препятствуют формированию самостоятельности, независимости и познавательного интереса.

2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.

3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.

4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.

5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.

Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.

Аксессуары, наполнение, декор

Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.

Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.

Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.

Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Статья в тему:  Как покрасить старую мебель акриловой краской

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

Разделяем детскую комнату на зоны

1. Практическая жизнь

Здесь следует собрать материалы, которые помогают развитию у детей навыков самообслуживания – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка одежды и обуви, мытье посуды. В классический набор входят:

  • рамки с различными типами застежек (шнуровка, пуговицы, липучка);
  • посуда;
  • щетки, тазы, прищепки;
  • баночки для перекладывания и переливания;
  • наборы для уборки – губки, совок и веник.

Список вещей, как видим, прост и незамысловат. В обычном хозяйственном магазине вы сможете купить почти все, кроме рамочек с застежками. Их можно сделать и самим – в Интернете много схем для изготовления. Ну вот как пример рамки (эта развивающая доска называется бизиборд, и как ее сделать самому читаем тут):

2. Сенсорное развитие

Пособия в этой зоне помогают малышам познакомиться основными свойствами предметов: цветом, формой, весом, звуками, запахами и температурой. Возможно, в вашем доме найдутся следующие предметы:

  • матрешки, пирамидки;
  • саше (подушечки с ароматизированными наполнителями);
  • бусины, детали лего, пуговицы, отличающиеся по форме и цвету;
  • отрезки тканей (шелк, атлас, трикотаж и т. д.);
  • цветной картон различный оттенков;
  • шумовые баночки, наполненные крупой, солью;
  • разные по объему бутылочки с крышками;
  • волшебные мешочки с мелкими безделушками.
Статья в тему:  Церковная мебель своими руками

3. Математическая зона

Упражнения и предметы в этой зоне предназначены для формирования у детей знаний о цифрах, об основных операциях – сложении, вычитании. Готовим следующие материалы:

  • шероховатые цифры;
  • деревянные или пластиковые счеты;
  • дощечки или картонки с простейшими математическими вычислениями;
  • счетные палочки;
  • крупные бусинки или фишки;
  • лото с цифрами.

4. Языковая зона

Сюда должны войти материалы, которые показывают форму и вид написания букв русского языка. Эти предметы помогут детям научиться писать и читать. Итак, размещаем здесь:

  • кассы букв и слогов;
  • комплекты прописных и печатных букв;
  • шероховатые буквы;
  • детская литература, например, из серии «Мои первые книжки»;
  • ящичек с манкой для тренировки пальцев (сжимать и разжимать кулачки с крупой; кончиком пальчика рисовать сначала волнистые линии, кружочки, а затем и буквы);
  • карандаши;
  • карточки со словами, лото, домино для развития речи.

5. Зона космоса

В этой зоне находятся предметы, отвечающие за формирование представлений ребенка о нашем мире, природе. Вы можете помочь детям, предоставив следующие материалы:

  • географические карты;
  • детские энциклопедии о животных, растениях, звездах, человеке;
  • книги о природе;
  • набор камней (речная галька, красивые камушки, которые можно привезти из поездок на озеро и море);
  • ракушки;
  • фигурки и картинки диких и домашних зверей.

Создаем монтессори-среду дома – несколько конкретных шагов

Для занятий по методике необходимо так разделить детскую, чтобы малыш смог легко найти и достать необходимый предмет без вашего указания. Для этого нужно каждое пособие поставить на правильное место, тем самым поделив помещение и обеспечив зонирование комнаты.

  1. Сортировка. Разберите все игрушки и рассортируйте их по назначению – на совершенствование мелкой моторики, ощущений, речевых, математических навыков и т.д. После этой сортировки вы увидите, каких материалов много, а каких – слишком мало.
  2. Оборудование зон. Вам необходимо так разместить пособия, чтобы они всегда были доступны для детей. Лучший вариант – полочки или пластиковые этажерки под рост малыша. Однако не забывайте про правила безопасности – с мелкими предметами, которые ребенок может проглотить, следует играть под вашим контролем.
  3. Комплектование. Безусловно, материалов потребуется много. Вы можете приобрести готовые пособия (это достаточно дорого), подобрать аналоги в хозяйственных магазинах или изготовить самостоятельно.
Статья в тему:  Как сделать мебель под старину

Фото примеров комнат оборудованных по методике Монтессори:

Монтессори-материалы своими руками

Изготовление развивающих пособий в домашних условиях занимает не очень много времени, экономит значительные суммы денег, потому что выполняется из подручных или даже ненужных материалов. Вот всего лишь несколько простых вариантов.

  • Коробочка с тканями. Подберите по два лоскутка различных по фактуре тканей. Положите их в коробку, предварительно продемонстрировав и дав потрогать ребенку. Цель задания – на ощупь доставать из коробочки одинаковые лоскуты.
  • Волшебный мешочек. Сшейте небольшой мешочек, поместите туда 10 знакомых малышу небольших предметов и попросите с закрытыми глазками определить, что он вытаскивает из тактильного мешочка. Еще один вариант задания – предложите достать определенную вещь: ложечку, пуговицу, бочонок от лото.
  • Ароматное саше. Сделайте саше с наполнением из аптечных травок, высушенной цедры апельсинов, зерен кофе. Для подушечек подойдут детские хлопчатобумажные носочки. Учите малышей распознавать и узнавать разные ароматы.
  • Крышечки. Возьмите шесть разных по величине и объему баночек с крышками. Откройте крышечки и положите все предметы в одну большую емкость. Пусть дети подбирают к каждой банке соответствующую крышку.
  • Шероховатые буквы. Распечатайте алфавит – гласные буквы на красной бумаге, а согласные на синей. Приклейте их на плотный картон и поместите под пресс. По контуру обмажьте клеем ПВА, насыпьте сверху манкой, а затем просушите. После высыхания нанесите еще один слой ПВА для закрепления манки. По этой же схеме можно сделать шероховатые цифры.

Итак, вы провели работу по зонированию комнаты и созданию домашней развивающей среды, но не стоит останавливаться на достигнутом. Обязательно приобретите литературу для родителей, в которой подробно описаны конкретные упражнения по методике Монтессори: «Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома», «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей», книги из серии «Домашняя школа Монтессори» .

Полезная книга вам в помощь – 60 занятий с ребенком по методике Монтессори

И еще одно важное замечание. Занимаясь с малышом дома, не забывайте, дети должны переходить к новому заданию, только завершив предыдущее и вернув рабочий материал на свое место!


Доска для шнуровки

Несмотря на свое название, доска для шнуровки — это не обязательно деревянная заготовка. Если нет возможности выпилить фанерную фигурку, то подойдет и деталь из плотного картона. Для долговечности лучше обклеить ее пленкой. В заготовке острым инструментом выбиваются отверстия, в которые ребенок сможет без труда протянуть шнурок.

Статья в тему:  Как отреставрировать старую тумбу

Доска может иметь любую форму — от приближенной к реальности (например, обуви) до сказочных замков, животных или транспортных средств. Шнурки лучше брать готовые, их концы удобны для просовывания в дырочки.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Материал должен развивать что-то одно

В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.

Статья в тему:  Мебель для кафе своими руками

Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.

Не предлагайте ребёнку считать шарики во время сортировки или учиться читать на буквах, нарисованных на кубиках розовой башни. Всегда помните, что каждый материл должен служить развитию только одного определённого навыка.

Зона творчества

Эстетическое оформление детской для малыша особенно важно, потому как оно способствует развитию хорошего вкуса и стремлению к прекрасному. Стены рекомендуется украшать картинами, легкими, но не сложными пейзажами, изображениями животных, птиц и насекомых. Материалы для творчества должны всегда быть в свободном доступе. Вы можете подарить ребенку мольберт, сделать грифельную поверхность для рисования, или выделить часть стены с моющей поверхностью, на которых ребенок сможет развивать свои творческие способности.

Обращайте внимание и на то, какие декоративные подушки выбрать для детской. Для самых маленьких лучше выбрать графические черно-белые, потому как это сочетание хорошо воспринимается детскими глазами, учит распознавать формы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector