Этапы изготовления своими руками кресла в лодку ПВХ, нюансы монтажа
Этапы изготовления своими руками кресла в лодку ПВХ, нюансы монтажа
Все любители рыбной ловли и активного отдыха хорошо знают, что провести в обычной надувной лодке целый день — испытание не из легких. Проблема заключается в отсутствии поддержки для спины у стандартных посудин. Если же сделать кресло в лодку ПВХ своими руками, это позволит сделать рыбалку комфортнее. Можно установить небольшой раскладной стульчик, но он займет лишнее пространство, готовые сидушки дорогие, поэтому самодельный вариант — оптимальное решение.
- Что собой представляет
- Требования к изделию
- Этапы изготовления своими руками
- Разработка чертежа
- Необходимые материалы и инструменты
- Процесс сборки
- Советы по установке
- Видео
Виды и особенности
Существует множество моделей сидений в лодку, но по основным признакам их можно разделить на три группы:
- Жесткие. Изготавливаются из пластмассы или фанеры. Могут быть складными, а также с поворотным механизмом, что позволит рыбаку установить изделие так, как ему удобно – крутится оно на 360 градусов. Такое сиденье крепится на подвижные пластины, благодаря чему может вращаться по кругу. Но из-за жесткости на кресле быстро начинают затекать ноги – сидеть на нем не слишком комфортно. Для удобства и экономии места изделие складывается, спинка при этом. Такая трансформация осуществляется при помощи металлических пластин, которые крепятся между двумя указанными элементами.
- Мягкие. Удобные изделия, которые могут использоваться на воде и суше. Представляют собой жесткий каркас, обтянутый мягким чехлом. Такая технология в значительной степени повышает комфортность кресла. Модели также могут быть складными и устанавливаться на поворотный механизм. Однако их минус заключается в том, что они могут заклинить в самый неподходящий момент.
- Надувные. Это самый простой вариант сидения. Плюс надувного кресла или подушки заключается в том, что не занимают места в сложенном состоянии и их удобно везде брать с собой: даже на берегу получится разместиться и отдохнуть с комфортом. Однако стоит помнить, что такие изделия легко проткнуть, поэтому, сидя на них, с острыми предметами следует обращаться аккуратно. Надувные кресла также могут быть оснащены поворотным механизмом.
Поворотные сиденья очень удобны, имеют относительно невысокую стоимость, но при появлении ржавчин начинает заедать механизм. Складные варианты не подвержены коррозии, универсальны в плане используемых креплений. Их недостаток – необходимость подбирать под индивидуальные особенности человека, иначе их применение не будет удобным.
Можно сделать своими руками кресла в лодку ПВХ первых двух типов. Изготовление таких моделей не займет много времени, а результат порадует владельца своей практичностью и комфортом.
Особенности эксплуатации поворотных кресел
Плюсы и минусы
Установка подобного кресла производится на отдельную панель, где уже должен находиться поворотный механизм. Стоит отметить, что он универсального типа, поэтому подойдет под любой тип кресел.
Положительными сторонами использования такого кресла являются:
- Не слишком высокая стоимость.
- Способность установки практически в любом ракурсе.
- Повышенный уровень комфортности.
Отрицательных моментов, связанных с использованием поворотных кресел не так много. Они все, как правило, связаны с заеданием поворотного устройства. Это происходит из-за того, что подшипник был не слишком хорошо смазан.
Такой момент приводит к развитию коррозионных процессов, и в конечном счете, к прекращению работы такого механизма.
Стоимость
Цена такого изделия непосредственно зависит от конструкции. Например, кресло с алюминиевым каркасом, обшитое виниловыми материалами высокого качества, за счет чего его можно использовать в любых условиях, а также оснащенное спинкой, будет стоить порядка 3-4 тысяч рублей.
Кресло без спинки обойдется значительно дешевле – в районе 2 тысяч.
Пошаговая инструкция
Сборка самодельного кресла не вызывает никаких сложностей у тех, кому приходилось хоть раз с этим сталкиваться. Для начала работы вам нужны минимальные знания в чертёжном деле и владении инструментами.
Если вы не умеете делать чертежи или не хотите тратить много времени на изготовление кресла с нуля — можно делать его на основе обычного офисного стула.
Его можно довольно просто переоборудовать без всяких навыков. Просто отвинтите или отпилите от него ножки, а затем установите так же, как если бы устанавливали самодельное кресло (инструкция ниже). Из таких стульев проще всего делать поворотные кресла. Также из офисных стульев можно очень легко сделать лодочное сиденье со складной спинкой. Для этого нужно выполнить следующие действия.
- Возьмите стул и отпилите от него ножки, они вам больше не пригодятся.
- Спинку отпилите от стула таким образом, чтобы со стороны сиденья выступали трубки по 3-5 см в длину. Отпиливайте аккуратно, чтобы не было никаких зазубрин, а если они появились, то обточите их наждачной бумагой или напильником.
- Купите 2 петельки с защёлками. При помощи их вновь скрепите спинку и сиденье. Перед тем как скрепить, не забудьте о том, в какую сторону будет складываться спинка. Наиболее комфортный вариант, когда она складывается назад, а наиболее компактный, когда ложится поверх сидушки стула.
- После всех этих манипуляций приступайте к монтажу кресла в свою лодку (инструкция ниже).
Полный процесс изготовления лодочного кресла своими руками выглядит следующим образом.
- Сначала вам необходимо создать чертёж будущей конструкции. Все лодки разные, поэтому нельзя сделать универсальный чертёж. Тщательно вымерьте размеры своей лодки, а затем на основе измерения подберите наиболее удачные параметры для самого кресла. Для наибольшего удобства начертите отдельно каркас конструкции, а затем отдельно готовую конструкцию, чтобы лучше понимать, что и как нужно собирать.
- Не забудьте, что для создания чертежа вы должны определиться с типом кресла (твердое, мягкое и тому подобное).
- После создания миниатюры переведите все данные на ватман в реальных размерах. Это будет шаблон для вырезки ткани.
- Как только вы перенесли все данные на ватман, можно приступать к изготовлению деталей. Возьмите шаблоны и при их помощи вырежьте необходимые детали из прочной ПВХ ткани.
- После того как вы получите все детали для обшивки, их можно соединить согласно вашему чертежу (используйте самые прочные нити, которые сможете найти).
- Когда у вас получится полноценный чехол, необходимо укрепить все швы. Можно использовать разные методы, но самые эффективные — сапожный, а лучше строительный клей и изоляционная строительная лента (надо выбрать что-то одно из двух). Клеем или лентой пройдитесь по всем швам и стыкам вашего чехла, затем, если это был клей, оставьте сохнуть на сутки в сухом месте.
Ваш чехол готов, теперь пора подумать о его наполнении. Можно сделать жёсткое кресло, изготовив для него каркас по вашим чертежам, можно набить обшивку чем-то мягким (поролон или что-то подобное), а можно сделать кресло надувным. Для этого нужно выполнить ещё несколько условий.
- Если вы делаете надувное сиденье — каркас вам, разумеется, не нужен.
- Встройте в удобное место воздушный клапан, чтобы накачивать было удобнее. После этого ещё раз пройдитесь герметиком и дождитесь полного застывания.
- Когда вся конструкция загерметизирована, вам необходимо её проверить. Надуйте своё сиденье, а после этого поместите его в ёмкость с водой. Если всё хорошо, а кресло не спускается, то можно приступить к его монтажу на лодке. Если же имеются проблемы с герметичностью — просто устраните их при помощи герметика.
Если же вы решили не делать надувное кресло, то следует его чем-нибудь набить. Лучше всего подходит для этой цели поролон. Некоторые используют синтепон, но этого не стоит делать. Из-за частой эксплуатации он быстро сваляется в колтуны, тогда придётся распарывать кресло, чтобы их распутать. Для наполнения кресла необходимо сделать следующие действия.
- Полностью прошейте кресло, оставив лишь одну дырку (диаметром в 5-8 см), чтобы наполнить сиденье. Так как сиденье не надувное, то максимальная герметичность вам не потребуется. Достаточно и обычного шва крепкой нитью, максимум — потом пройтись по этому шву клеем для прочности.
- Теперь нужно заготовить «начинку», в зависимости от ваших предпочтений. Если вы хотите не сильно мягкое, а упругое кресло, то вам следует наполнять его пластами поролона максимальной величины, которые вы сможете просунуть через наполнительное отверстие. Если хотите, чтобы было мягко — нарежьте наполнитель мелкими кубиками.
- Как только вы завершили процедуру наполнения, зашейте отверстие и пройдитесь по шву клеем для повышения прочности.
Самым популярным аксессуаром, помогающим доставить ПВХ лодку от места сборки до воды по-прежнему считаются транцевые колеса, которые устанавливаются на жесткий борт надувной лодки. Если вы часто отправляетесь на рыбалку в одиночку, то вам стоит задуматься об установке на вашу ПВХ лодку подобных колес.
Варианты крепления
Принцип действия транцевых колес основан на том что в зависимости от того передвигается лодка по земле или уже спущена на воду колеса занимают одно из двух возможных положений и фиксируется в нем (фото 1,2,3).
Кстати, для ПВХ лодок с надувным дном, используются изогнутые стойки (фото 1), а для лодок с пайольным дном – прямые (фото 2).
Есть еще один вариант установки транцевых колес на ПВХ лодку – съемный. Для этого специальные крепления устанавливаются на транец, а во время движения лодки по воде, стойка с колесом легко снимается (фото 4).
Все приспособления для крепления колес обычно продаются в комплекте с ними, вам понадобятся только инструменты: дрель, отвертка, герметик и линейка.
Монтаж транцевых колес
Для того чтобы оба колеса были установлены параллельны друг другу с помощью линейки делаем разметки на транце. Далее прикладываем крепление на отмеченную линию, и отмечаем точки, где будем сверлить. Высверливаем отверстия для крепления, заливаем герметиком, вставляем болты в крепление и прикручиваем его к транцу. Установка завершена.
Советы. Чем шире разнесены транцевые колеса, тем удобнее и легче ручная транспортировка лодки. Но прежде чем сверлить отверстия под кронштейны, проверьте, не будут ли колеса задевать баллоны при поднятии в нерабочее положение и мешать повороту мотора при движении. Также, колеса должны быть строго параллельны друг другу – иначе перемещать лодку по суше будет тяжело, а сами колеса быстро выйдут из строя. Ось каждого крепежного отверстия должна быть перпендикулярна плоскости транца, чтобы головки болтов и шайбы прилегали к соединяемым элементам всей поверхностью.
Сколько потребуется материалов и инструменты?
Существует очень много всевозможных вариантов установки и выбора модели. Различают кресла с жёсткой и мягкой спинкой и сиденьем, а также, кресло может быть поворотное. Бывают даже надувные стулья. В нашей статье мы не будем рассматривать их все, разберём кресло с жёсткой спинкой, на специальной опоре. Этот вариант является наиболее надёжным, износоустойчивым и позволяет вам менять свое положение в лодке, не вставая с кресла, что несомненно удобно при ловле рыбы. Для поворота вам нужно всего лишь отклониться в нужную сторону. Для изготовления такой системы вам потребуются следующий набор:
- Приборы для построения чертежа: карандаши, линейка, измерительная лента.
- Ткань ПВХ повышенной плотности для закрытия дерева примерно 1×1 м.
- Иголка и нитки.
- Ножницы.
- Крепежи.
- Гвозди или скобы, на которые будет крепиться ткань к каркасу.
- В зависимости от того, какой вы хотите сделать каркас, нужно подготовить соответствующие материалы.
ВАЖНО! Если вы хотите сделать изделие больше, то потребуются дополнительные затраты ресурсов, учтите это при выполнении работ и подготовьте заранее схему будущего изделия.
Этапы изготовления своими руками
Самодельное сиденье для лодки не отличается сложностью конструкции, для его изготовления не понадобится специальный инструмент. Первым делом нужно точно определиться с типом кресла, его функционалом, а уже затем можно приступать к изготовлению чертежа и подбору материала. В процессе работы необходимо строго следовать выбранной инструкции.
Порядок изготовления кресла-качалки из разных материалов своими руками
Разработка чертежа
Чертеж или эскизный набросок сиденья помогут определить его пропорции и место в лодке относительно мотора и весел. На них можно отразить оптимальный наклон спинки, ширину и длину нижней подушки. Готовые чертежи легко найти в сети и доработать под свой проект. Можно воспользоваться уже имеющимся удобным стулом и перенести его габариты на бумагу, такого эскиза будет достаточно. Чертеж с указанием точных размеров понадобится для расчета количества материала на каркас и обивку.
Необходимые материалы и инструменты
Кроме уже готового чертежа для изготовления мягкого сиденья мастеру понадобятся:
- фанера, доски, трубки для каркаса спинки и сидушки;
- мягкий поролон или пенополистирол для наполнителя;
- обивочная ткань (ПВХ, винил, кожзам, натуральная кожа);
- специальная прочная нитка;
- водостойкий клей типа «момент»;
- мебельные гвозди, скобы для степлера;
- лак или водоотталкивающая пропитка;
- металлические крепежи, складной механизм, уголки;
- поворотный механизм (можно найти в отделе мебельной фурнитуры).
Список нужных инструментов:
- электрический лобзик;
- дрель или шуруповерт;
- шлифовальная машинка или набор наждачной бумаги;
- ножницы, нож;
- набор иголок;
- строительный степлер.
Лучшей тканью для обивки будет ПВХ плотностью 800–1100 грамм на квадратный метр. Она не боится влаги и прочнее всех остальных, при этом хорошо обрабатывается.
Процесс сборки
Для удобства можно вырезать выкройки чехла и отдельных деталей на ватмане или плотном картоне. Далее их удобно будет примерять на лодке или корректировать размеры в процессе работы. Инструкция по сборке:
- Вырезать из фанеры каркас будущей сидушки и спинки. Соединить их вместе и проверить удобство использования. Для скрепления рекомендованы саморезы, винты, гвозди и прочий крепеж.
- Деревянные детали тщательно зашкурить и покрыть лаком в несколько слоев, дать изделию высохнуть. В таком виде кресло уже можно было бы ставить на лодку ПВХ, если бы был запланирован мягкий вариант.
- Вырезать по размерам деталей мягкие вставки, для надежного закрепления прибить наполнитель гвоздями или приклеить. Листы полистирола скрепить скобами каждый слой отдельно.
- Приступить к переносу выкроек на ткань. Чехол должен плотно облегать мягкий каркас, поэтому важно подогнать места стыков, углов. Чтобы с тканью было удобнее работать, с каждого края оставить припуск 2–3 сантиметра. Швы прошить вручную или на швейной машинке, для прочности можно обработать стыки герметиком.
- Чехол может быть цельным и полностью облегать каркас сиденья, а может быть выполнен в виде отдельных мягких элементов на жестком стуле. Закрепить обивку с помощью мебельных гвоздей или скоб.
По окончании работы необходимо проверить изделие на наличие выступающих острых углов и крепежа — проткнуть надувную лодку из ПВХ несложно.
Вырезать из фанеры заготовки, зашкурить и покрыть лаком
Подготовить мягкие детали, прикрепить к заготовкам
Обтянуть каркас тканью
Как сделать своими руками?
Монтаж такого девайса в лодку ПВХ – это, как правило, не очень сложная процедура, требующая стандартных инструментов, которые имеются в каждом доме: пара стандартных плоских и крестовых отверток, либо набор с электрическим шуруповертом – вот и все что нужно.
В разных моделях применяются различные конструкции креплений для монтажа. В случае с поворотным креслом, на первом этапе, на баллоны монтируются крепления для подставки.
Конструкцией некоторых моделей они уже предусмотрены и способны существенно облегчить монтаж фиксаторов любого вида для плавсредства из ПВХ. Их, как правило, изготавливают из алюминиевых труб, а конструкция позволяет адаптировать их под любую ширину баллонов.
Трубы необходимо развести в разные стороны до плотного упора в баллоны и зафиксировать болтами для регулировки положения. Вся операция занимает минимум времени и усилий.
На следующем этапе, на установленную подставку можно прикручивать механизм поворота. Его обычно устанавливают сразу же за подставкой, чтобы проверить совместимость и работоспособность всей конструкции.
Кресло шкипера для лодки пвх
Для шкипера, осуществляющего дистанционное управление лодкой, на специальном подиуме может быть установлена любая из возможных разновидностей поворотного кресла. Некоторые конструкции имеют возможность регулировкой по высоте. Главное достоинство подобного кресла — это очень эргономичная форма и отличная поддержка спины, что крайне необходимо при движении по волне и в ходе длительных перемещений и путешествий. Подобная конструкция на больших лодках смотрится достаточно гармонично. Она не занимает много места, оставляя проход по левому борту. Глядя на подобную конструкцию для больших лодок, как-то подумалось, а почему, собственно говоря, не оборудовать подобное кресло и на маленьких лодках. Они тоже много перемещаются, и точно также шкипер нуждается в поддержке спины при длительных поездках… Есть несколько способов закрепить подобное кресло на штатных банках.
Более того, уже разработаны схемы поворотных механизмов, на которых кресла можно монтировать на банке. Но есть одно но… уж слишком большую амплитуду и угол качания впередназад имеет такое кресло, будучи установленным на штатную банку, вне зависимости от способа крепления этой банки на баллоне. И если на гладкой воде эти качании почти не заметны, то стоит разгуляться волне, как сидение на таком кресле начинает вызывать… легкое беспокойство, а потом и раздражение.
Кресло удобно, идея поворотного механизма — также хороша, но вот крепление кресла должно быть значительно более жестким. В процессе изучения возможных мест установки кресла, была рассмотрена и реализована следующая идея. Обеспечить пару точек фиксации кресла на баллоне и хотя бы одну, но рассредоточенную точку, на пайоле или на надувном дне (и даже не важно, какого давления оно будет, высокого или низкого). Конструкция лодки такова (я об этом уже упоминал выше), что при движении лодка постоянно испытывает деформации, чем больше волна и скорость, тем больше эти самые деформации. Из чего следует, что нельзя рамой (или подставкой) кресла связывать жестко два любых элемента лодки, эти самые деформации либо сломают кресло, либо порвут надувные элементы лодки. Поэтому все связи должны иметь небольшую степень свободы.
Вот эти условия и стали определяющими при создании откидного кресла шкипера, о котором чуть более подробно. Подиум или рама, на которой располагается кресло, были изготовлены из стальной трубы, диаметром 25 мм и покрашены порошковой краской. Конструкция двумя точками ложится на борта, где она фиксируется при помощи дополнительно установленных рымов, отлитых из ПВХ. Крепление у борту производится при помощи длинного болта М10 с самоконтрящейся гайкой, вокруг оси которого конструкция может откидываться на борт.
Рымы максимально разнесены в стороны для распределения усилия на большую поверхность и снижения амплитуды качания кресла.
Нагрузка, действующая на рым, при посадке в кресло, направлена несколько под углом вниз. Поэтому даже по самым скромным прикидкам получалось, что прочности самих рымов и клеевого шва, между ними и баллоном, хватит с избытком на вес шкипера далеко за 100 кг.
Нижней точкой конструкция будет опираться на днище. Так как движение лодки по волнам может сопровождаться и подлетами в воздух, то эта точка опоры также должна быть зафиксирована. Однако фиксация не может быть жесткой, этому соединению необходимо обеспечить небольшую степень подвижности. Наиболее простым и доступным будет применение двух пар полуколец, которые будут установлены на секции пайола винтами (или приклеены на поверхность надувного дна) и отрезка стропы.
Для оптимизации размещения груза в лодке пространство под креслом можно использовать для бензобака лодочного мотора. Для этого нужно установить еще одно полукольцо на пайоле и применять более длинную стропу. В продаже имеется несколько разнообразных моделей кресел. Я взял недорогое кресло морского исполнения, исходя из удобства посадки и главное, небольшого веса.
В комплекте с креслом идет только нержавеющий крепеж, все остальные элементы нужно делать самому. Производителем эти кресла рассчитаны на имеющиеся в продаже постаменты и поворотные механизмы.
Постамент у меня свой, а вот более детальный осмотр поворотного механизма привел меня к пониманию необходимости делать и его, но более надежным, долговечным и, самое главное, недорогим и удобным для замены изношенных деталей.
Представляется, что одно из оптимальных решений выглядит так. Осью распределенного подшипника служит вваренный винт М12 с фиксирующей самоконтрящейся гайкой. А нагрузка, действующая сверху, равномерно распределяется на 6 точек, которые и скользят по ровной поверхности постамента. Они изготовлены из капролона и представляют из себя высокую шайбу. Эти шайбы, в свою очередь, крепятся к креслу винтами М8.
Принцип действия и конструкция хорошо видны на прилагаемых фотографиях. Установка кресла на накаченную лодку занимает не более 1–2 минут. Разборка соответственно столько же. Необходимо отвернуть всего лишь 2 гайки и ослабить фиксирующую стропу.
Если кто-то решится повторить конструкцию для своей лодки, следует иметь в виду, что:
— я специально не привожу размеров подиума, на разные диаметры баллонов нужно высоту подиума подбирать и все вымеряется строго по месту;
— кресло должно быть установлено на некотором расстоянии от транца и не должно мешать повороту мотора (румпель не должен задевать за кресло);
— при установке кресла на пайол, окантованный алюминиевым профилем, во избежание его возможного повреждения под нижнюю опору постамента необходимо подложить какой-то демпфирующий материал, например привал из ПВХ профиля. И крепить опору к обоим элементам пайола;
— при размещении шкипера на таком кресле он оказывается чуть выше, чем на штатной банке. Если в конструкции лодки не предусмотрена ручка для удержания шкипера правой рукой, то имеет смысл такую ручку дополнительно поставить в целях повышения безопасности;
— для крепления полуколец на пайольную конструкцию следует применять винты М4-М5.
А с нижней части пайола поверх винтов наклеивать какую-то дополнительную защиту, чтобы избежать протирания винтами кильсона или днища.